Ослабление курса рубля неизбежно приведет к росту цен на автомобили. Однако конкретные прогнозы им пока делать трудно - разные бренды будут придерживаться своих стратегий. Те, кому важнее всего сохранить свою долю на рынке, готовятся пожертвовать маржой и лишь слегка оптимизируют цены. Те, кому важнее прибыль, будут действовать более решительно. Однако выступить первым с заявлением о поднятии цен на свои автомобили никто не решается. Автопроизводители ждут, когда это сделают их конкуренты и примут первый удар со стороны разочарованных покупателей на себя. А после этого надеются сами незаметно подтянуться за общим трендом.
В свою очередь, Минпромторг также пытается поддержать производителей, переживающих непростые времена. В частности, в ведомстве пообещали выделить автопроизводителям 4,824 млрд руб. субсидий в третьем квартале на компенсацию части затрат. Актуальность этих мер вызвана тем, что в 2014 году себестоимость автомобилей, произведенных на территории России, значительно увеличилась. Среди причин запуска поддержки выделялось увеличение затрат на закупку импортных компонентов вследствие колебания курса иностранной валюты, высокий уровень инфляции, рост цен у российских поставщиков, реализующих импортные автокомпоненты, а также рост цен на мировом рынке на сталь и изделия из черных металлов. Как предпринимаемые государством меры помогают авторынку, когда компании могут поднять цены, и от чего это зависит.
Утилизация больше не помогает
«Повышение цен на автомобили из-за ослабления курса рубля неизбежно, - говорит представитель одной из ведущих автокомпаний, работающий на российском рынке.
- Так будут вынуждены поступить все, это только вопрос времени. Поэтому затягивать с приобретением, если оно запланировано, не стоит. Все ждут хоть какой-то ясности и деловой активности, которая наступит в сентябре.
При этом продление существующих программ господдержки уже не дает нужного эффекта. Раньше различные варианты сэкономить при помощи господдержки анонсировались в рекламе, про них рассказывали по телевидению, все было у людей на слуху. Теперь же люди к этому привыкли.
Trade-in, утилизация - подавляющее большинство тех, кто хотел бы сдать свой автохлам и купить новую машину, это сделали.
Поэтому эта мера сейчас наименее действенна. Отрасли помогли бы адекватные ставки по кредитам, которые сейчас просто неприемлемы. Покупка кредитных автомобилей просто рухнула вместе со всем кредитованием. Сейчас работает программа льготного автокредитования, но тех условий, которые по ней предлагаются, недостаточно.
С тем, что на авторынке вновь становится сложнее делать прогнозы, согласны еще в одной из лидирующих автокомпаний. «Те, кто говорит, что у них все хорошо, лукавят, - отметил источник. - Просто кто-то может рассчитывать на субсидии со стороны головного офиса, но это не означает, что такие игроки не несут убытков. Любые меры господдержки в это время просто необходимы, приятно, что нас поддерживают. Правда, обычно нам говорят, что мы вас поддержим и все компенсируем, но не уточняют, каким образом и когда именно».
Все повысят цены вслед за конкурентами
Представитель другого известного автобренда уверен, что ждать осени, чтобы повысить цены на свои машины, никто не будет. Все будет зависеть от поведения конкурентов.
«Сейчас все ждут и внимательно следят за своими соперниками на рынке, - отметил участник отрасли.
- Мы бы очень хотели знать, какие планы у наших конкурентов и когда и насколько они увеличат цены, ведь никто из производителей не хочет быть первым, поскольку именно у него первого по этой причине будут падать продажи.
Поэтому подорожание нельзя привязывать к конкретному месяцу, к примеру к сентябрю, или же к осени в целом - ждать никто не будет. Но не думаю, что подорожание будет резким. Многие уже потеряли доверие клиентов из-за этих постоянных повышений и понижений цен. Поэтому сейчас все будут стараться действовать постепенно и незаметно. Покупательский спрос, безусловно, стимулируют меры господдержки, и утилизация и льготное автокредитование помогают улучшить показатели.
Кто дорожает, а кто держится?
Прямую зависимость политики участников рынка друг от друга подтвердил и руководитель управления продаж и маркетинга Honda Motor RUS Михаил Плотников.
«До конца августа у нас действуют специальные цены на модельный ряд Honda и Acura с выгодными предложениями по кредитованию, страхованию и trade-in, - рассказал Плотников.
- Мы рассматриваем возможность роста цен, но решение будет принято уже ближе к сентябрю. Все будет зависеть от ситуации на рынке и курса валют, т.е. от спроса и действий главных игроков.
В пресс-службе российского представительства BMW отметили, что не смогут не отреагировать на положение рубля относительно курса иностранных валют. «Рубль оказывает все большее давление на наш бизнес, нам придется реагировать при дальнейшем его снижении, - заявили в BMW. - Естественно, в первую очередь ценами на автомобили».
В корейской Hyundai сообщили, что планируют повысить цены на автомобили, однако не уточнили, насколько именно и когда это будет сделано. Кроме того, в компании отметили положительный эффект от различных программ господдержки - в Hyundai считают, что их все равно стоит продлить.
В пресс-службе компании Mitsubishi заявили, что повышение цен не планируют.
«Дело в том, что у нас есть определенное плечо заказов, которые мы получили еще до изменения курса. Все они будут выполнены. Кроме того, мы не планируем повышать цены и придерживаемся наших планов - в ближайшее время у нас состоится премьера нового пикапа L200, а весной ожидается выход Pajero Sport. Кризис на рынке происходит циклично, и ничего страшного в этом нет, просто кто-то к этому готов лучше, а кто-то хуже».
В Kia Motors Rus также сообщили, что у компании нет планов по изменению цен.
«Мы внимательно следим за ситуацией с курсом рубля, - отметили в пресс-службе Kia. - Мы делаем все возможное, чтобы сдержать рост цен и не перекладывать на плечи потребителей последствия ослабления рубля. Последний раз мы поднимали цены на модельный ряд в апреле. Также было небольшое изменение по кроссоверам в июне».
В Volkswagen заявили, что в настоящий момент не планируют повышать цены на модели марки. В Renault комментировать ценовую политику традиционно отказались. В «АвтоВАЗе» отметили, что с 1 августа поднимают на 4% цены на Lada Granta, Lada Kalina (за исключением семейства Cross) и Lada 4×4. «Тем не менее с учетом этого повышения суммарное изменение розничных цен Lada в первом полугодии по-прежнему ниже, чем рост цен за 2015 год в среднем по автомобильному рынку», - отметили в пресс-службе «АвтоВАЗа».
Поднял цены - получил удар по репутации
«Тот, кто первым объявит о закономерном росте цен, сфокусирует на себе весь негатив, что плохо скажется на репутации бренда, продажах и так далее, - говорит директор по развитию автокредитования Локо-Банка Андрей Ермаков.
- Ситуация, когда один из производителей уже поднял цены, гораздо комфортнее для всех остальных, поскольку публика воспринимает подобные новости уже как некую тенденцию, и это значительно менее болезненно для репутации бренда.
Кто-то из производителей может решиться объявить о повышении цен, когда курс рубля стабилизируется хотя бы на неделю. К примеру, если текущие уровни сохранятся до 20-х чисел августа, и внимание СМИ и общественности к теме ослабления рубля несколько снизится, мы с очень большой вероятностью увидим много новостей о росте стоимости автомобилей. Именно поэтому достаточно выгодно купить автомобиль на самом деле можно уже сейчас, поскольку затоваривание складов дилеров беспрецедентно для летнего сезона. Вероятность того, что валюта еще вырастет к рублю осенью на фоне рекордных выплат по внешним займам довольно большая, поэтому лучше не откладывать покупку и найти наиболее выгодные предложения от дилеров сейчас.