Оборот розничной торговли в этом году, по данным Росстата, продемонстрировал самое впечатляющее падение с 1991: -8,1% за первое полугодие. Предыдущий рекорд падения принадлежал 1995 году: -6,2% по итогу года.
Торговые сети охватил пессимизм, свидетельствуют данные аналитики консалтинговой компании «Магазин магазинов», которая оценила состояние ритейла по результатам деятельности 50 крупнейших компаний («Индекс Директора по развитию»).
Индекс оценивает настроения в среде крупнейших торговых сетей. Его рассчитали на основе результатов деятельности компании за прошлый квартал, включая оценку продаж и открытий новых точек, а также оценок изменений в будущем. Максимальное количество баллов - 10 (высокий уровень оптимизма), минимальное значение - 0 (состояние пессимизма), 5 - нейтральные настроения. В итоге средний балл составил 4,9 баллов.
Оказалось, что хуже всего дела идут у киносетей и развлекательных операторов, они получили всего 4 балла.
Не многим лучше себя чувствуют торговцы одеждой - 4,2 балла. Далее идут парфюмерия, косметика и бытовая техника, их индекс составил 4,5 балла. Обувь и аксессуары - 4,8 баллов.
Чуть выше нейтрального уровня поднялись рестораны и кафе - 5,2 балла, товары для дома и хобби и спортивные товары - 5,9 баллов. А лучше всего дела обстоят у детских товаров - 6,2 балла.
Россияне назвали главными достижениями Путина успехи в экономике и соцсфере
Магазины закрываются
«Нужно отметить, что падение оборота на 8,2% не отражает реального падения спроса и снижение количества покупок, поскольку из-за роста цен денежный товарооборот снизился меньше, чем фактическое количество покупок», - заметила Юлия Мерова, заместитель директора департамента коммерческой недвижимости по торговому направлению GVA Sawyer.
Реальные цифры, как отмечают эксперты, еще менее утешительные.
«Продажи компьютеров упали на 22,9%, аудиотехника на 19,5%, телевизоры на 26%, холодильники на 18,3%, автомобили на 23%.
Если говорит о продуктовом ритейле и одежде, то тут в среднем падение 5−8%. То есть спрос на ходовые товары упал вместе с падением доходов, а на товары не первоочередной необходимости значительно ниже, - делится статистикой Валентин Гаврилов, директор отдела исследований CBRE.
Любопытно, что по его оценке, в продуктовом сегменте сильней всего упали продажи рыбы (на 11,8%).
Сильней всего пострадали магазины, работающие в верхних ценовых сегментах.
«Средний и средне-высокий сегмент упали наиболее сильно. Ряд брендов решили уйти с рынка, другие приостановили развитие.
По прибыли - все потеряли более 70−80%, а многие и вовсе ушли в убыток, - говорит Гаврилов.
О закрытии части магазинов уже объявили Adidas, Incity, Media Markt, Samsung, «Спортмастер», «Стокманн». Кроме того, о приостановке планов по открытию новых магазинов сообщили холдинги BNS Group, Inditex, LPP и Melon Fashion Group. Ряд международных операторов в конце года по разным причинам закрыл последние торговые точки.
Средние российские банки стали заложниками населения
Россия стала дешевой страной для входа
Ритейл подкосило два фактора: снижение доходов населения (по данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения снижаются уже 5 месяцев подряд) и рост цен. Более половины респондентов (55%) отметили увеличение роста цен на свою продукцию. В среднем, эта цифра составила 10−15%, но пиковые значения достигали и 30%.
«Продажи снижались (тенденция по II кварталу 2015) не только в единицах продукции - что отметили 76% респондентов, но и в рублевом эквиваленте - у 41% респондентов. Это сигнал того, что ситуация действительно ухудшается - в начале года многим ритейлерам удавалось сохранить объемы продаж на уровне прошлого года за счет повышения цен.
Худшую ситуацию из опрошенных отметили, как ни странно, представители сетей общественного питания и кино и развлечений.
Здесь падение фиксировали более 70% респондентов. Снижение достигало 20%. Получается, что спрос на большинство продукции упал настолько сильно, что ритейлерам не удалось компенсировать уровень продаж даже за счет повышения цен, - говорится в исследовании «Магазина магазинов».
В то же время, у трети респондентов обороты в рублях, напротив, повысились. На это влияли и оптимизация внутренних процессов, и уход с рынка конкурентных сетей, и снижение ставок аренды, и грамотно выстроенные программы лояльности.
На фоне общего спада, в Москву начали активней заходить иностранные бренды.
«В этом году уже пришло 17 новых брендов, что значительно больше, чем прогнозировалась. Хотя есть проблемы с продажами, Россия сейчас стала дешевой для входа иностранных игроков, поэтому многие из них готовы в тестовом режиме открываться в Москве, чтобы проверить свои возможности», - пояснил Гаврилов.
В шаге от совпадения
Рынок сужается
Тем не менее, рынок отчетливо сужается. Респонденты «Магазина магазинов» во втором квартале 2015 года планировали открыть 223 новые торговые точки, открыли в реальности - 196, а закрыли - 104. «Что, учитывая ситуацию на рынке, не так уж и плохо», - резюмируется в исследовании.
Ритейлерам приходится существенно корректировать свои программы развития, еще более тщательно выбирая объекты для открытия магазинов, отметила Мерова.
«Многие закрывают уже действующие точки, оставляя только наиболее успешные магазины. Таким образом, на рынке появляется большое количество вакантных площадей. Их собственникам приходится бороться за каждого арендатора, что в первую очередь отражается на арендных ставках, которые приходится снижать», - говорит она.
Все больше ритейлеров переходят на расчет арендной платы в виде процента с оборота. Сейчас эту схему использует уже 60% арендаторов, а к концу года эта цифра, по расчетам Гаврилова, таких будет уже 70%.
Вся надежда на нефть
Будущее не внушает большинству ритейлеров оптимизма.
«Сами игроки объясняют свой пессимизм ожиданием дальнейшего снижения покупательской способности населения, вновь нарастающей волатильностью обменного курса рубля, отсутствие улучшений на внешнеполитической арене и во внутриэкономической ситуации. В некоторых случаях на отрасль отрасли и возможное принятие негативных для сектора правительственных решений.
Правительство просят создать агентство по импортозамещению
Например, в июне премьер-министр России Дмитрий Медведев выступил с инициативой введения НДС на билеты на иностранное кино.
Это вызвало широкий протест в сегменте, поскольку, по мнению кинопрокатчиков, мера может оказать губительное влияние на игроков рынка - отмечается в исследовании.
«Улучшения ситуации на рынке торговой недвижимости в ближайшее время ждать не приходится, ведь, как раз сейчас начался новый сезон, доходы от которого должны пойти на закупки товаров уже для следующего сезона, в развитие и т. п. Но, с учетом, падения покупательской активности, есть большая вероятность, что оборотов на дальнейшее развитие многим сетям может просто не хватить. Как следствие, можно ожидать дальнейшее сокращение магазинов», - считает Мерова.
Как отметил Валентин Гаврилов, будущее ритейла традиционно зависит от цен на нефть.
«Если цены удержатся на уровне $50 за баррель, то падение продолжится до конца этого года, а потом будем уже смотреть вверх. Если же нефть рухнет ниже $45, то будет очередная девальвация и рынок продолжит падение до конца 2016 года», - считает эксперт.
Павел Чернышов
Сколько Россия зарабатывает, имеет резервов и будет ли дефолт?
Несмотря на санкции и ограничения доступа к международным финансовым рынкам, ситуация в экономике кажется лучше, чем в 1998: внешний долг сравнительно невелик. Доходы федерального бюджета, впрочем, тоже.